Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Умерла актриса Анастасия Заворотнюк
Мир
Два представителя Красного Полумесяца погибли при ударе ЦАХАЛ по Рафаху
Общество
Пожар на складе на востоке Москвы потушили
Политика
Путин назначил Елену Ямпольскую председателем набсовета фонда «Русский мир»
Мир
Лавров заявил о приоритетном партнерстве России и Китая
Общество
В Туве бывшего замминистра строительства обвинили в получении крупной взятки
Мир
Си Цзиньпин объявил о проведении китайско-арабского саммита в 2026 году
Армия
Экипажи «Аллигаторов» ВКС РФ сорвали ротацию ВСУ в зоне группировки «Север»
Мир
Лавров оценил идею о конференции по украинскому конфликту с участием Москвы и Киева
Мир
Гитару Леннона из фильма «На помощь!» продали на аукционе за $2,85 млн
Общество
Певцу Шарлоту продлили арест до 24 июля
Происшествия
ФСБ предотвратила серию терактов на объектах ж/д в Крыму
Политика
В МИД РФ заявили о продолжении подготовки визитов Путина в КНДР и Вьетнам
Экономика
В России 77% компаний малого и среднего бизнеса стали больше платить сотрудникам
Мир
Израиль сообщил о взятии под контроль границы сектора Газа и Египта
Общество
Губернатор ХМАО Комарова заявила об уходе с поста
Авто
В России выпуск легковых авто в апреле вырос в 2,3 раза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России могут появиться скоростные турбоперекрестки и светофоры с квадратными секциями вместо круглых. Их планируется предусмотреть в предварительном национальном стандарте (ПНСТ). С проектом документа ознакомились «Известия». Популярные в Европе турбоперекрестки, позволяющие автомобилистам меньше перестраиваться при круговом движении, сначала протестируют в Москве, пояснил глава проектного технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский. Также проект нового ПНСТ предполагает, что дорожная разметка станет менее скользкой, на «зебрах» появятся датчики движения, а проезжую часть перед пешеходными переходами начнут сужать. Новые стандарты будут актуальны только для Москвы и Санкт-Петербурга, считают в Федерации автовладельцев России.

Турбоперекрестки в стандарте

Часть из вошедших в проект предварительного национального стандарта предложений уже используется в том или ином виде на российских дорогах, но не закреплена в ГОСТах –– например, разметка «вафельница» и диагональные пешеходные переходы. Но есть совершенно новые элементы, применение которых в тестовом режиме только планируется, рассказал «Известиям» глава проектного технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский. В частности, скоростные турбоперекрестки. На них наносится специальная разметка, которая подсказывает водителю максимально удобную траекторию движения по кольцу.

О том, что первый такой перекресток в 2019 году может появиться в Москве, в январе сообщали в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Речь шла о пересечении улиц Красного маяка и Чертановской. За счет нововведения там предполагается снизить аварийность и повысить пропускную способность на 20–30%. «Нарисуем коридоры по принципу «кому направо, перестраиваться не должен», будет меньше конфликтных точек», — поясняли в ЦОДД.

москва перекресток
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Центр организации дорожного движения участвовал в разработке нового ПНСТ, рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦОДД. Многие решения, которые указаны в стандарте, уже реализуются в столице. Опираясь на опыт Москвы, другие регионы смогут внедрять новые практики организации движения и у себя, отметили в ЦОДД. Там уточнили, что турбоперекресток в городе пока планируется только один, он появится до конца года.

–– В Москве они будут применяться впервые, хотя в Европе турбоперекрестки очень популярны, –– отметил Александр Шумский.

Эксперт подчеркнул, что при многополосном круговом движении именно из-за неосторожных перестроений происходит много мелких аварий.

Свет в квадрате

В новом ПНСТ также предлагается закрепить различные виды светофорных объектов. В частности, дополнить стандартные конструкции новыми элементами: стрелками, указывающими направление движения и возможность разворота, а также сигналом «красный крест» (дополнительно информирует автомобилистов о запрете движения встречного потока) и секцией «идущий человек».

Кроме того, предусмотрена возможность установки светофоров квадратной формы –– в нем лампа занимает всю площадь красной, желтой или зеленой секции.

–– Люди ориентируются не на форму светящихся секций, а на цвет. Предлагается увеличить площадь свечения, тем самым сделав регулировщик более заметным, –– пояснил Александр Шумский.

Он отметил, что ставить круглые лампы нецелесообразно с технической точки зрения –– современные светофоры используют светодиоды, которые проще сделать квадратными.

В ЦОДД Москвы отметили, что таких светофоров в столице нет, их внедрение пока предметно не обсуждалось.

В предварительном стандарте также предлагается закрепить возможность установки светофоров с разным размером ламп: диаметр для красного сделают больше (300 мм), а для желтого и зеленого — меньше (по 200 мм). По словам Александра Шумского, такие электронные регулировщики уже есть в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге.

светофор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В документе указаны решения и для того, чтобы обезопасить пешеходов: специальная волнообразная разметка на тихоходных улицах (скорость 20–40 км/ч) и так называемые средства «успокоения потока» — сужение проезжей части перед «зебрами», установка препятствий в центре проезжей части, искривление дороги. Кроме того, на нерегулируемых переходах хотят ставить датчики движения –– они автоматически включат красную лампу над «зеброй» во время движения человека, а также подсветку знака «Пешеходный переход».

Отдельно в предварительном стандарте прописано, что используемая для дорожной разметки краска или пластик «должны обеспечивать устойчивое сцепление покрытия с покрышками автомобилей, мотоциклов и велосипедов при любых погодных условиях». Как писали «Известия», в мае 2019 года движение «МотоМосква» обратилось в ГИБДД с просьбой сделать разметку менее скользкой. Так как новые «вафельницы» вместе с пешеходными «зебрами» и прерывистыми линиями превращают город в полосу препятствий для мотоциклистов.

В пояснительной записке к проекту ПНСТ, который получил название «Экспериментальные технические средства повышения эффективности и безопасности дорожного движения», отмечается, что он может выполняться по принципу «незакрытого перечня». То есть позволит комбинировать предложенные технические решения в зависимости от дорожной обстановки.

До середины августа проект будет находиться на общественном обсуждении. После этого будет приниматься решение о его утверждении. Обычно ПНСТ тестируется 1–3 года, дорабатывается и затем превращается в ГОСТ.

Регулирование для мегаполисов

Предложения в концепции будущего ГОСТа интересные, но подойдут в основном для больших городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, сказал «Известиям» замглавы Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов. У регионов денег не хватает даже на то, чтобы привести в нормативное состояние дорожную сеть и поставить обычные светофоры в местах концентрации ДТП, подчеркнул он.

В ФАР также раскритиковали закрепленные в ПНСТ средства «успокоения» трафика для снижения скорости движения –– сужение дорог перед пешеходными переходами и установку искусственных препятствий на проезжей части. По словам Дмитрия Клевцова, сейчас уже есть эффективные средства –– камеры и таблички с ограничением скорости. Поэтому любые препятствия на дороге будут только увеличивать количество аварий и создавать пробки, добавил он.

ремонт дороги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, большая часть представленных схем ограничения движения скопирована с тех, что применяются в ЕС. Это, например, сужение дороги за счет парковочных мест или велодорожек, расширение пешеходных зон и другие. В столице их применили, например, на Бульварном кольце, в результате создали мертвую пробку, полагает он.

Но, по словам Александра Шумского, раз стандарт пока не утвержден, в него еще могут быть внесены правки.

Глава агентства Infomost Борис Рыбак считает, что реальная цель технических средств для успокоения транспортного потока — вытеснить личные авто из центра города или ограничить их. Но это путь, по которому идут все мегаполисы, — в будущем в крупных городах будет доминировать общественный транспорт, уверен эксперт.

Прямой эфир